?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Национальный вопрос

Насколько национальное должно довлеть над  наднациональным и наоборот?
И в каких случаях должны превалировать чьи-то из этих приоритетов?
Люди (по лености или глупости) часто попадают в расставленную ловушку выбора только одного из этих крайних вариантов – нацисты и интернационалисты. Поиск  меры оптимального соотношения между этими вариантами всегда  связан с умственным напряжением, а человек по природе своей – ленив и поэтому часто попадает в ловушку одного из этих крайних вариантов.


             -------------------------------------------------------------------

                                О национальном вопросе.

У нас в Казахстане, в советский период, на одной улице жило несколько разных национальностей - татары, казахи, корейцы, украинцы, конечно же - немцы, русские (естественно) и т.д. (даже цыгане были). Выпячиваться какой-нибудь одной национальности в этих условиях было бессмысленно и, естественно, что все мы выросли в определенной степени интернационалистами и  без всякой пропаганды.
Нет, конечно же у каждого из нас в семье были своя национальные особенности -  кухня, обычаи, музыка, религия. Мишка Райда, например, свою маму на "Вы" называл (что мне было всегда удивительно), в сарае у них, как и положено у украинцев, была "дежурная" свинья, которой Мишка, я видел как-то, насыпал отруби из ведра, а крыша дома (который Мишка называл "хатой") была не двускатная, а 4-х скатная, как и должно быть "на хуторе близ Диканьки".
У дяди Яши Винц (сосед слева) во дворе был полный немецкий "ordnung" -  ни одной соринки, все прилизано-приглажено, грядки, как по ранжиру, у него по моему даже собака на цепи была причесана.. Короче, не улица, а этнографический музей.
Но это во дворе. А на улице было не важно какой ты национальности - это вообще не канало. На улице было важно - пацан ты или не пацан, а нацию и обычаи мы оставляли за забором родного дома.
Так и в общественной жизни - нацию и религию надо оставлять за порогом родного дома. Ведь, что такое улица? Это - маленькое общество. И если вопрос касается жизни общества, то не важно, какой ты религии или национальности, важно "ты пацан или не пацан". И, попадая в значимое место в жизни общества, ты не имеешь права ставить вопрос ни о национальности (своей или чужой), ни о религиозной конфессии (своей или чужой). Как на казахстанской улице.
Но это в идеале, жизнь же далека от идеалов, поэтому будем приспосабливаться.
Все мы приверженцы каждый своей национальности и это нормально, это дает обществу дополнительную эмоциональную подпитку, дополнительную энергию и все это должно существовать  - разные культуры, музыка, национальные особенности (радуга же нас радует именно своим многоцветием). Но это все должно быть "за забором родного дома". А когда вы выходите на улицу (в заводской цех, например),  то токаря вы выбираете, исходя не из принципа "свой-чужой", а исходя из его профессионализма, то есть -  "пацан он или не пацан".
И конечно же, чем дальше от жизни общества будут находится личные религиозные предпочтения человека (любые религиозные предпочтения), которые лучше оставлять "за забором родного дома", то тем успешнее будет общество в решении "уличных" задач - построении общества.
Итак, мы говорили, что все мы приверженцы своей национальности и это нормально, но есть особенности, которые необходимо учитывать при государственном строительстве (то есть, при обустройстве общественной жизни нас всех). Вот чем, например, кавказский национализм (я не в радикальном смысле слова "национализм") отличается от, скажем, казахского национализма?
Казах, в отличии от представителя Кавказа, не боится быть не со своими, с казахами. Нет, конечно, он любит свой народ, культуру, музыку и даже в каких-то случаях при решении какого-то вопроса его можно поймать на эмоциональный крючок - "ты же свой, казах", но главное, что во всем этом у него не буде страха быть не со своими.
 С Кавказом не так, там сильны родовые связи и молодой человек, попав в Москву и отучившись в московском ВУЗе и даже женившись не на своей, все равно будет привязан к своему селу, хочет он этого или не хочет. Потому что его родные из далекого горного селения в случае чего будут звонить ему с просьбой в силу своих возможностей (или своего властного положения) помочь его односельчанину (которого он знать не знает), который оказался в сложном положении в Москве и если он ему в силу своих возможностей (в том числе административных) не поможет, к его родичам в далеком селе будут вопросы со стороны односельчан. И какой бы он не был этот представитель Кавказа замечательный во всех отношениях человек, умный и справедливый, но эта боязнь отказать своим в той или иной мере будет в нем присутствовать. И это не его вина, просто так в данном случае сложилась ситуация.
Этот момент, кстати,  необходимо учитывать при формировании государственных органов управления, а особенно при формировании правоохранительных органов. Преступник, ведь, тоже может оказаться односельчанином следователя из далекого горного села..
А, вот, допустим, такая ситуация - обвиняемый даргинец, а потерпевший аварец (или наоборот). В данном случае следователь не то что должен быть ни аварцем, ни даргинцем - он вообще не должен быть выходцем из Дагестана с точки зрения оптимального решения в обществе правоохранительных задач (в этом плане назначение  главой многонационального Дагестана г-на Васильева, который не является выходцем из Дагестана, является концептуальным кадровым решением в данном вопросе).
Поэтому в жизни общества очень важно то, насколько человек, активно участвующий в жизни общества (в ключевых точках в административном управлении, в масс-медиа и т.д.) умеет разделять (в том числе и внутри себя), что должно остаться за забором родного дома, а что должно выноситься на улицу.

Profile

gcda
Ситдиков Камиль Абузарович

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow