?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Деревенская экономика

С чего начиналась современная экономика?
А начиналась  она давным-давно с экономики в деревне, с деревенской экономики. А что было в далекой деревне? Самое простое и основное - кузнец, землепашец, ткач, животновод, мельник..
 Ткач, он на всю деревню шил рубашки, кузнец - он на всю деревню изготовлял грабли-лопаты, земледелец - он всех снабжал зерном, животновод - он поставлял шерсть, молоко, мясо и т.д., то есть, между собой они всем этим менялись. Конечно, это все достаточно упрощенно и схематично, но именно схема нам и нужна для дальнейших умозаключений.
Итак, кузнец понимал, сколько ему нужно железа и трудодней, чтобы обеспечить себя и другие семьи в деревне, ткач понимал, сколько ему надо ткани и рабочих рук в семье на производство портков на всю деревню, то же с животноводом и землепашцем. В общем, все было понятно в плане производства товаров на сейчас и перспективу и каждый ремесленник в соответствии с потребностями деревни выстраивал свою жизнь, свой быт, жизнь своей семьи - кузнец обучал сына кузнечному делу, ткач детей ткацкому делу и т.д.. Мы не берем сейчас вариант, когда деревня совсем большая и есть несколько кузнецов, ткачей, то есть, есть конкуренция, остановимся пока на простой вышеприведенной схеме.
Да, забыл, есть еще враги у деревни и нужно было содержать нескольких крепких мужчин, которые не участвовали в производстве товаров (ножей-граблей, зерна, рубашек, молочных продуктов), а их задачей было стоять на страже по периметру деревенских угодий, чтобы не пропустить врага в деревню. Этих мужчин надо было кормить и одевать. То есть, кузнецу надо было рассчитывать свои производительные силы и материальные ресурсы так, чтобы, кроме обслуживания деревенских семей он дополнительно и бесплатно ковал оружие для обороны (скажем так, первоначальный налог на оборону), ткач, соответственно, то же рассчитывал свои сила и ресурсы, чтобы  обшивать не только четыре деревенские семьи, но и шить еще рубашки на деревенских стражей и так далее..
Такая схематичная деревенская экономика. Ну, кроме того, иногда  могли и клоуны заехать на деревенский праздник, то же, кто что мог в шапку кидал.
В общем, все рассчитано - работа, быт, воспитание детей, праздники..
Но тут как-то  деревенская детвора, собирая ягоды, в лесу наткнулась на клад в земле - сундук с золотом. Откопали сундук, приволокли его в деревню на центральную площадь. Народ собрался на площади, ходят вокруг сундука, обсуждают находку. Тут выскакивает на середину площади известный деревенский лентяй (такие в каждой деревне есть, они потом в гражданскую продразверсткой занимались) и радостно кричит: - Ребята! Халява пришла! Смотрите - сундук золота, ни хера теперь делать не надо! Все купим в соседней деревне - рубашки, грабли и мотыги, шерсть, зерно и оружие для нашей стражи! Нам недра наши деревенские для этого золото дают и работать теперь больше вообще не надо!
Народ загалдел: - точно, надо же как хорошо получается, лентяй-то умный оказался, додумался, а мы и не доперли сразу, а теперь - работать не надо, вставать ни свет-ни заря не надо, за детьми зорко смотреть, чтобы не отлынивали от работы, к труду приучались, не бездельничали - не надо (а то все норовят на улицу смотаться, приходится дурь из них выбивать - а  то кто будет в старости помощником и опорой?). А теперь, когда недра наши деревенские нам столько золота дают? Да зачем нам все эти заботы? Гулять будем каждый день, пиво будем варить каждый день, клоунов теперь каждый день будем приглашать, а не только по праздникам - не жизнь, сказка!
Тут встает староста, человек поживший, говорит: - так,  так, мужики, подождите, оно, конечно, хорошо - беззаботная жизнь, клоуны все время, хорошо.. Только это, как бы потом от безделья сами себе клоунами не стали.  А вдруг случиться беда? Вдруг наше золото сопрут через какое-то время? Или оно кончится? Или соседняя деревня его перестанет принимать в качестве оплаты? Скажем так, обесцениться оно, это золото? Что тогда делать будем? Работать-то разучились, станки заржавели, дети выросли, не приученные к труду - им только клоунов подавай, земля заросла, скотину всю на мясо порезали, в общем вся производственная жизнь развалилась. Это, конечно, хорошо, что наши недра дают нам золото - хорошо, слов нет, только, чтобы обезопасить себя, мы должны по-прежнему (спрятав золото подальше) жить со своих непосредственных трудов, выстраивая свою трудовую жизнь на поколения вперед, планируя свои ресурсы и производственные силы так, чтобы обеспечить необходимым не только деревню, но и деревенскую стражу. То есть, ткач должен по прежнему планировать покупку ткани и нашить портков не только на других производителей деревни, но и на воинов деревни (прото-налог на безопасность) и другие жители деревни также должны по прежнему работать.  А полагаться только на золото, как гаранта нашей стабильной деревенской жизни, как сейчас, так и в будущем - нельзя. А сесть на золотую иглу - так это, вообще, медленная смерть деревни..
А золото в кубышку, не разбазаривать его, пригодится - мало ли какие дни лихие могут придти.. И, вообще - добавил староста - золото должно быть общим..


Ну ладно, окунулись в деревенскую жизнь, теперь выныриваем обратно. Что тут у нас происходит? А вокруг идет большая дискуссия, что же лучше - социализм или капитализм? Как понять, как не ошибиться, в какую сторону идти? До перестройки и во время ее казалось, что конечно же - капитализм, что тут непонятного? Это и джинсы тебе (только, чтоб терлись) и магнитофоны с волшебными надписями SHARP, JVC, которые туманили голову.. Короче, понятно. Сейчас же, после бандитских 90-х, капитализм уже не кажется таким очевидным благом, уже народ задумался, что до перестройки не так все было и плохо - поликлиники и больницы, как не крути, а бесплатные и лечили даже (это я по себе сужу), электроэнергия и вода - никто и внимание не обращал, ведь государство тарифы на них не поднимало (так как отсутствовал при социализме заинтересованный субъект в повышении цен на энергоресурсы - зарплата директора ТЭЦ или Ленэнерго от повышения тарифов больше, ведь, не становилась), еда и самолеты были доступны даже студентам, в общем, все это было настолько очевидным, что народ, гоняясь за джинсами, воспринимал это, как само собой разумеющееся. Сейчас же джинсухи навалом и не дорого, зато все остальное уже не так очевидно, как до перестройки. Что имеем, не храним..
Хотя и плюсы сегодня есть. Те же джинсы, например, бери любые в любой ценовой категории или кафе, пожалуйста, в любой доступности, а не как в СССР, когда надо было трешку халдею на входе давать, чтоб в ресторан через давку прорваться или за дефицитными шмотками по городу гоняться.
Как бы все это соединить? Чтобы плюсы социализма и капитализма собрать в одной тарелке?

                                                   (Продолжение следует)

Profile

gcda
Ситдиков Камиль Абузарович

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow